MarketX — Пульс онлайн-ритейла

«Почта России» начала подготовку к онлайн-продаже алкоголя

Пилотный проект планируется реализовать уже с июня по декабрь 2021 года в двух регионах — Московской области и Республике Мордовия. В эксперимент планируется включить 25 крупнейших производителей вин в России. «Почта России» предлагает создание единой платформы, которая свяжет потребителей и производителей российских вин на базе логистической инфраструктуры и сети почтовых отделений. На создание платформы до конца 2025 года потребуются инвестиции в размере около 5 млрд руб., которые пойдут на оборудование 25 dark stores (площадки для формирования заказов, к каждому из них будет подключено 800 почтовых отделений), мобильные локеры и ИТ-решения.

Практика продажи алкоголя через почтовых операторов в мире есть, указывает в презентации «Почта России»: такую торговлю, например, осуществляют почты Франции, Австрии, DHL. В России дистанционная продажа алкоголя запрещена с 2007 года. С тех пор предпринимались неоднократные попытки отменить этот запрет: в частности, еще в 2017 году Минфин подготовил законопроект, который предполагал, что дистанционная торговля алкоголем начнется уже в 2020 году, но эта инициатива так и не была реализована. После начала пандемии коронавируса весной 2020 года объединение предпринимателей «Опора России» просило ускорить легализацию онлайн-торговли, а также отменить ее поэтапный ввод. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов допускал снятие запрета. Но против легализации традиционно выступает Минздрав, отрицательный отзыв на закон о легализации подготовило и МВД. В сентябре стало известно, что Минфин счел «неактуальной» легализацию онлайн-торговли алкоголем и не будет выносить ее на рассмотрение в Госдуму.

В перспективе, в 2025 году при обслуживании 140 тыс. заказов в день выручка платформы может составить 100 млрд руб., а количество проданных бутылок 200 млн, объемом 15 млн дал.

Схема заказа алкоголя описывается так:
  • потребитель делает заказ на авторизованной площадке и вносит 100% предоплату;
  • в dark store «Почты России» формируется заказ, который закладывается в ячейку мобильного локера — он перемещается в специальный постомат отделения, где его заберет клиент после введения кода ячейки. Также предусмотрен и другой вариант, когда клиент называет код кассиру, чтобы тот имел возможность проверить возраст потребителя;
  • предусмотрен и вариант и доставки на дом — клиенту будет нужно доплатить за last mile. Правда, как напоминают авторы концепции, для этого потребуется специальное постановление правительства.
  • авторизованной площадкой, с которой можно будет делать заказ, может выступить проект Vino.ru, который «Почта России» приводит в пример. В контактных данных Vino.ru указано, что это проект одного из крупнейших производителей игристых вин в России компании «Абрау Дюрсо». В текущий момент сайт выглядит как витрина продукции производителя, но, судя по концепции, его планируется превратить не только в онлайн-магазин российских виноделов, но и информационный портал. Там будет расположены, например, справочник российских вин, рекомендованные производителями цены, новости российского и мирового виноделия.

Источник: РБК

В фокусе Продажи